Версия сайта для слабовидящих

МБОУ СОШ (военвед) г. Зерноград.

РО, г.Зерноград, ул. им. Еремина, дом 17

8 (86359) 39-2-70

Добро пожаловать
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ПОС QR-код


Финансовая грамотность























Здоровьесбережение

В 2022 - 2023 учебном году  МБОУ СОШ (военвед) г.Зернограда продолжает работу в рамках реализации  пилотного проекта по здоровьесбережению в сфере образования Ростовской области по направлениям:

  МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ)

Сроки начала и окончания: с 01.09.2022 г. по 31.05.2023 г.

  МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ

(январь-февраль 2023г.)

 Приказ №499 от 01.09.2022г  "О назначении ответственных за реализацию пилотного проекта «Здоровьесбережения в сфере образования» в 2022-2023 учебном году"

 Наша школа с 2016 года - участник пилотного проекта по здоровьесбережению в образовательных учреждениях Ростовской области.

Мониторинг социально-психологических показателей ЗОЖ обучающихся

1. Общая информация о целях и задачах компьютеризированной программы мониторинга социально-психологических показателей ЗОЖ обучающихся
Актуальной задачей развития здоровьесберегающей среды образовательных организаций является реорганизация существующих технологий предоставления психологической помощи детям и подросткам. Компьютеризированная программа социально-психологического мониторинга показателей ЗОЖ обучающихся выполнена в соответствии с приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 32 от 29.01.2014 «О проведении мониторинга социально-психологических показателей здоровья обучающихся пилотных школ области». Предлагаемые школам методики и тесты социально-психологического мониторинга утверждены на заседании Экспертного совета министерства общего и профессионального образования Ростовской области (протокол №3 заседания Экспертного совета по профилактике наркомании в образовательных учреждениях Ростовской области от 21.01.2014). Методики позволяют всесторонне и комплексно обеспечить психологическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях.
Информационная система позволяет провести компьютеризированную психодиагностику обучающихся с помощью Интернет-доступа школы к банку психодиагностических программ. При этом 100 % обучающихся смогут получить своевременную психологическую консультацию по выявленным проблемам.
2. Содержание программы компьютеризированного тестирования обучающихся в пилотном проекте Ростовской области
Используемая в Ростовской области компьютеризированная программа психологической диагностики представляет собой информационную систему психологического тестирования, содержащую комплексную подборку из 23-х тестов и диагностических методик, сгруппированных в 6 тематических блоков. Диалог пользователя и программы осуществляется посредством удобного графического интерфейса, рассчитанного на испытуемых школьного возраста (7-11 класс). Программа позволяет проводить диагностические процедуры как в индивидуальном режиме, так и с группой обучающихся, однако более оптимальным является групповой метод организации интернет-тестирования.
3. Цели и задачи социально-психологического мониторинга, реализуемого средствами информационной системы «Наша здоровая школа»
Программа социально-психологического мониторинга, реализуемого в рамках инновационного пилотного проекта по здоровьесбережению в образовательных организациях Ростовской области, в соответствии с целевыми задачами пилотного проекта, позволяет всесторонне и комплексно обеспечить психологическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в пилотных школах. Вместе с тем, подбор методик программы социально-психологического мониторинга позволяет решать более широкий комплекс задач, связанных с психологическим сопровождением деятельности образовательных организаций.
4. Организация ЗОЖ обучающихся и здоровьесберегающей работы с обучающимися
Анализ получаемых данных позволяет сформировать пакет индивидуализированных конкретных рекомендаций школе по развитию здоровьеохранных мероприятий в каждом конкретном ОУ (данные рекомендации касаются работы с обучающимися – т.е. тех аспектов работы школы, которые связаны с улучшением образовательной, воспитательной работы, особенностей питания в школьной столовой, организации уроков физвоспитания, спортивных секций, досуговой деятельности и т.д.). Методики позволяют развить работу по обеспечению школ методическими рекомендациями в направлении индивидуализации этих рекомендаций в части работы с обучающимися (в то время как результаты педмониторинга позволяют сформулировать пошаговые общие методические рекомендации по развитию здоровьесберегающей деятельности ОУ в целом (методической работы с педсоставом, материально-технической базы школы, выполнения СанПиН, медицинского патронажа и т.д.), а не только тех аспектов, которые касаются работы с обучающимися).
5. Контроль предрасположенности обучающихся к употреблению ПАВ
Оценка отношения обучающихся к алкоголю и наркотикам являются важными прогностическими показателями, свидетельствующими о возможной предрасположенности обучающихся к развитию указанных зависимостей, влияющих на состояние самочувствия и уровень нервно-психического напряжения. Поэтому проведение исследований об отношении обучающихся к алкоголю и наркотикам может использоваться в качестве компонента при анализе причин изменения в поведении обучающихся, для выявления обучающихся, относящихся к группе риска. Значимость данного блока очевидна в условиях усиления работы по предотвращению вредных привычек и профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися. 
6. Индивидуализация образовательного процесса и помощь педагогам в разработке индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Программа тестирования средствами методик (тесты Айзенка, Леонгарда, Кеттела) направлена на диагностику следующих параметров: типа темперамента, склонности к определенному типу акцентуации характера, индивидуального профиля личности. Использование данных методик позволяет определить индивидуально-типологические особенности обучающихся, накладывающие отпечаток на особенности их поведения в учебном процессе. Информация о психологическом типе обучающихся необходима педагогам для разработки форм и приемов индивидуального подхода. Индивидуальный подход является наиболее значимым здоровьесберегающим фактором в учебном процессе. 
7. Профилизация обучения и помощь в комплектации профильных классов
Профориентационный тест «Карта интересов» Голомштока направлен на диагностику особенностей профессиональной ориентации обучающихся. Результаты тестирования могут использоваться в качестве критериев оценки профориентационных склонностей обучающихся, поступающих в профильные старшие классы (10-11 классы с углубленным изучением определенных дисциплин).
Реализация программ тестирования в компьютеризированной форме обеспечивает оперативность, автоматизацию и оптимизацию работы школьных психологов и дает основания РЦ ЗСО РО для разработки психолого-педагогических рекомендаций по реорганизации образовательной среды в школах и развитию воспитательной и образовательной работы различной направленности, в том числе реализацию целевых задач проекта - по здоровьесберегающей деятельности и формированию мотивации ведения здорового образа жизни обучающимися.
8. Содержание модуля компьютеризированного социально-психологического мониторинга показателей ЗОЖ обучающихся (СПМ ЗОЖ обучающихся) 
Формирование культуры здорового образа жизни обучающихся, мотивации к ведению здорового образа жизни являются актуальными направлениями деятельности современной школы. В качестве важного направления анализа социально-психологических показателей обучающихся в ИС используется оценка показателей здорового образа жизни (ЗОЖ) обучающихся по ряду параметров (качество питания, организация учебной и досуговой деятельности и организация физической активности обучающихся); отношение к вредным привычкам (как стартовый уровень работы по профилактике злоупотребленеия ПАВ); оценка комплексного показателя культуры здорового и безопасного образа жизни по качественным уровням отношения к ЗОЖ, понимания принципов организации ЗОЖ и факторов окружающей (главным образом – школьной) среды, влияющих на показатели здоровья обучающихся.
9. Суммарное время основной сессии компьютерного тестирования составляет в среднем 30-40 минут, т.е. укладывается в стандартный урок. Тестирование обучающихся выполняется на базе классов информатики, подключенных к сети интернет.
На основании полученной информации ежегодно (или по необхо­димости) может быть сделано комплексное заключение об обучающихся, в кото­ром должны быть отмечены особенности и динамика изменений по психологическим пока­зателям и особенностям физиологических состояний. Заключение может быть представлено в обезличенной форме, демонстрируя общую статистику по школе. Также, школьные психологи имеют возможность отслеживать показатели каждого конкретного обучающегося. С этими данными могут быть ознакомлены классные руководители (для использования результатов при разработке технологий индивидуализации обучения), обучающиеся и их родители.

“Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

Под физическим благополучием подразумевают гармонию физиологических процессов, под психическим – способность человека адекватно реагировать на внутренние и внешние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой; социальным – меру социальной активности, деятельностное отношение индивида к миру.

Понятие о здоровьесбережении в образовательном процессе не ограничивается представлением об укреплении лишь соматического (телесного) здоровья школьников. Важное значение придаётся охране психического здоровья детей и подростков. Большое число школьников в процессе учебно-познавательной деятельности пребывают в состоянии хронического утомления, являющегося основой для поддержания организма в режиме хронического нервно-психического истощения.

Условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации образовательного процесса в нашей школе ввели в практику следующую систему оздоровительных мер.

Основой можно считать утреннюю гимнастику, выполняемую ребёнком дома. Она помогает сократить время перехода от сна к бодрствованию. Недаром она называется зарядкой, “заряжая” детей бодростью на предстоящий рабочий день, прогоняя остатки сна. Контроль за выполнением утренней гимнастики мы переложили на родителей

Наиболее благоприятное влияние на организм ребёнка оказывают физические упражнения, выполняемые при открытой форточке, в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Такие занятия несут элемент закаливания.

Гимнастика до занятий помогает ребёнку быстрее включиться в работу, создать бодрое настроение. Гимнастика ускоряет вхождение организма в работу, в учебную деятельность. В зависимости от погодных условий гимнастику можно проводить на свежем воздухе. Комплекс упражнений надо менять каждые две недели.

Подвижные игры на переменах. Игры являются одним из компонентов двигательного режима детей в течение дня. Учителю нужно помнить о том, что содержание, характер, величина и направленность физических нагрузок в играх должны, с одной стороны, соответствовать общим целям и задачам оздоровительной работы, а с другой стороны быть посильными для актуального состояния организма ребёнка.

В функции педагога обязательно входит наблюдение за тем, чтобы во время любой из игр дети получили адекватную (без признаков утомления) двигательную нагрузку, иначе она не будет оказывать тренирующего воздействия на организм. Незначительная усталость, вызванная участием в игре, и небольшая степень утомления полезны и обязательны: систематически повторяясь, они способствуют постепенной адаптации организма к повышению физической нагрузки и увеличению работоспособности. Игры, в основе которых лежат активный двигательный компонент, очень эмоциональны и особенно привлекательны для детей. Нужно учитывать, что, увлечённые двигательной деятельностью, дети в этом возрасте плохо контролируют свои силы и возможности, а поэтому могут играть и бегать до полного изнеможения. Случается, что, заразившись игрой, дети подолгу не замечают усталости, а между тем значительное утомление у них уже может наступить. Поэтому педагог должен чередовать интенсивные, эмоциональные игры и упражнения с более спокойными и менее утомительными. При наличии признаков средней степени утомления у отдельных детей нагрузку следует ограничивать, воспользовавшись одним из следующих приёмов:

– увеличение или уменьшение общего времени проведения (длительности)  игры;

– изменение количества повторений всей игры для отдельных её эпизодов;

– упрощение или усложнение правил игры;

– регулирование длительности перерывов в игре или проведение игры совсем   без перерывов;

– ограничение игрового поля – участка, на котором проводится игра;

– корректные изменения правил и смена ролей играющих;

– изменение количества препятствий, преодолеваемых в игре;

– удлинение или сокращение дистанции для пробежек, прыжков и других  движений, выполняемых игроками. Запланированная игра может быть отменена или заменена другой. За этим у нас следит дежурный учитель.

Уроки здоровья. Такие занятия являются разгрузкой для детей, уроком радости, открывающим ребёнку собственную индивидуальность и резервные возможности организма, дающим ключ к повышению работоспособности и адаптивности.

Спортивный час (спортивные игры): перестрелка, футбол, волейбол, баскетбол.

Кружки, секции, группы здоровья.

На занятиях можно использовать подвижные, ролевые игры. Через игру дети получают элементарные знания о микробах и способах предупреждения инфекционных заболеваний. У учеников появляется интерес к собственному

здоровью, увеличивается число учащихся, посещающих спортивные секции. Постепенно растёт саморазвитие обучающихся.

В процессе реализации игровых программ тактика воздействия педагога должна быть различной в отношении детей, отличающихся типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Возбудимые дети, например, часто характеризуются высоким уровнем физической работоспособности, успешно и хорошо выполняя игровые задания скоростного характера. Но они хуже справляются с заданиями, требующими выносливости. Эти дети обычно выполняют игровые движения в более быстром, чем требуется, темпе, недостаточно точно воспроизводя их рисунок. Полезно также давать им роли, требующие активного торможения, использовать для тренировки тормозных процессов игры типа “Море волнуется”, а для тренировки выносливости – игры с бегом, прыжками через скакалку с постепенным увеличением продолжительности. Ученики со слабым типом нервных процессов, наоборот, отличаются сниженной двигательной активностью. Особенно трудны для них игровые действия, требующие высокой скорости исполнения и выносливости. Такие дети медленно и с трудом овладевают новыми движениями, в связи с чем нуждаются в большем количестве повторений, а для закрепления навыков – в дополнительной, индивидуальной работе во время подвижных игр и прогулок. Таких ребят необходимо побуждать к подвижным играм во время самостоятельной деятельности, в организованных подвижных играх, поручать им роли, требующие активного действия, Дети этой группы особенно нуждаются во время игры в одобрении, поощрении и похвале со стороны педагога.

Внеклассные, спортивные занятия и соревнования:

“Мама, папа, я – спортивная семья”,
“Отцы и сыновья”,
“Если был бы я спортсменом”,
“весёлые старты”.

Культурно-оздоровительные мероприятия. Это всевозможные экскурсии, походы, соревнования.

Такие мероприятия обеспечивают крепкое здоровье, двигательную культуру, физическое совершенство, являются живым источником для умственной работоспособности. Целесообразность таких занятий заключается в том, что они затрагивают широкий спектр проблем здоровья.

Организация урока в условиях здоровьесберегающей педагогики

Построение учебного дня без учёта возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм оздоровительно-физкультурной работы приводит к выраженному утомлению обучающихся в течение учебного дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведёт к ухудшению здоровья обучающихся в конце учебного года.

Рациональный режим предусматривает чёткое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию разных видов деятельности. Подавляющее большинство функциональных отклонений в организме обучающихся по мере увеличения ученического стажа связано с выполнением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, гигиенически правильным построенным уроком.

Прежде всего валеологический урок должен быть построен с учётом потребностей детей: в саморазвитии; в подражании; приобретении опыта.

Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35-минутная продолжительность урока – этот критерий мы выполняем в течении всего 1 класса (в оставшиеся 5 минут дети свободно проводят время до звонка); для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др. день в нашей школе начинается с зарядки, поэтому на первом уроке можно отдать предпочтение одному из сложных предметов. Учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать для проведения физкульт – пауз. Нельзя требовать от обучающихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться изменением позы ребёнка, поэтому в свои уроки мы включаем разнообразные виды снятия напряжения.

Физкультминутки или минутки здоровья – это форма кратковременного активного отдыха. Движения по своему характеру должны быть противоположными положению туловища, ног, головы, движению рук детей во время урока. Подбираем такие упражнения, при выполнении которых двигательная активность возрастает в 3 раза. С позиции здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких физических упражнений минимальна, если не учитываются два условия:

1)Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены обучающиеся до этого, какого их состояние).

2)Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки.

Дыхательные упражнения. Сохранение высокой работоспособности и здоровья детей в значительной степени зависит от умения правильно дышать.

Дыхательную недостаточность, которой страдают 80 человек из 100, можно считать “профессиональной” болезнью школьников. При проведении таких упражнений, прежде всего обращаем внимание на продолжительность выдоха. Их проводим не только в 1 классе, но и во 2, 3 и 4классах. В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.

Техники мышечной релаксации могут применяться для самых разных целей. Иногда они нужны для того, чтобы успокоиться, снять нервное напряжение, иногда, наоборот, для того, чтобы раскрепоститься, снять излишне напряжение, – зажатость. Совместно с психологом мы подбираем техники для релаксации, т. к. не всякие техники подходят для обучающихся начальной школы. Мы используем так называемую технику черепахи.

Пальчиковая гимнастика. Учёные исследовали, чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений рук. Поэтому на каждом уроке необходимо проводить пальчиковую гимнастику.

Предупреждение близорукости. Начиная учёбу в школе дети уже приходят с нарушением зрения. По результатам отслеживания, близоруких детей в школу приходит более 10%. Наша задача не дать увеличения близоруких детей. На наших уроках имеет место работа с офтальмо – тренажёром доктора медицинских наук В. Ф. Базарного. Используем так же и игровые моменты по развитию дальнего зрения.

В течении всего урока учитель следит за осанкой обучающихся. Проводятся специальные упражнения.

При составлении расписания уроков предметы, требующие большого умственного напряжения, ставятся первыми и вторыми. Используем чередование сложных и простых предметов в течении учебного дня. Физкультура и труд в исключительных случаях ставиться первыми или последними в расписании.

Роль учителя в здоровьесберегающей педагогике.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это значит, что учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Учитель в рассматриваемый период обучения занимает одно из центральных мест в жизни обучающихся начальных классов, он является примером для своих воспитанников и в вопросах здоровьесбережения.

Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни; владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровье – сберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.

Педагог должен уметь:

– анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;

– владеть основами здорового образа жизни;

– устанавливать контакт с коллективом обучающихся;

– наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;

– прогнозировать развитие своих обучающихся;

– моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;

– личным примером учить обучающихся заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей.

Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приёмов здоровье – сберегающих методик в образовательном процессе при работе с младшими школьниками, вовлекая учащихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления. Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков:

Уроки-игры;
Уроки-дискуссии;
Уроки-соревнования;
Театрализованные уроки;
Уроки-консультации;
Уроки с групповыми формами работы;
Уроки взаимообучения обучающимися;
Уроки творчества;
Уроки-аукционы;
Уроки-конкурсы;
Уроки-обобщения;
Уроки-фантазии;
Уроки-концерты;
Уроки-экскурсии и др.

Педагогу недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинского работника и использовать характеристики здоровья обучающихся для дифференцирования учебного материала на уроках, побуждать совместно с родителями к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации. Прежде всего педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни – это норма жизни педагога, ученики поверят и будут принимать педагогику здоровье -сбережения должным образом.

Физминутки

У Вас есть вопросы?

Вы можете их задать, позвонив по телефону 8 (863-59) 39-2-70